В России

Итоги XXIV Festival del Habano. Олег Чечилов

5 апреля 2024

НовостиВ России

Итоги XXIV Festival del Habano. Олег Чечилов

В год празднования 30-летия основания Корпорации Habanos, S.A., мы решили не проводить традиционный опрос по итогам очередного Festival del Habano, а задать несколько вопросов лишь трём поклонникам Мира Habanos, имеющим разный взгляд, глубину опыта и свежесть восприятия. Это третье и завершающее серию интервью на нашем сайте.


Олег Чечилов

Сигаровед. Автор многочисленных текстов о сигарах (первый вышел в 1993-м). С 2008-го по 2013-й год, со времени основания и до закрытия – главный редактор журнала Smoke Russia (Smoke Gentelmen’s Club). В 2009 году на Кубе удостоен престижного статуса «HOMBRE HABANO».


— В который раз Вы приняли участие в главном форуме Habanos?


— Сам не верю, но это мой 24-й фестиваль.

И всего их было, в официальном исчислении, 24 (могло быть больше, но в 2021-м и 2022-м из-за ковида случились пропуски).

Первый – в 1999-м. До этого несколько лет проводились, можно сказать, репетиции – собрания любителей «гаван» в столице Кубы, без вывески, в первые годы – в сентябре, два-три дня. Среди любителей были и просто любители, продвинутые, и коммерсанты, и такие персоны, как Мэтт Диллон и Джо Пантолиани.

В ходе этих фиест, как я понимаю, обкатывались разные элементы программы, которая в итоге оформилась как Festival del Habano.

Упустил возможность оказаться на такой встрече в 1998-м: приглашение ожидало меня, надо было только оказаться у телефона, редакционного или домашнего, я же был в разъездах по нашей стране, а мобильных в то время не было.

Тогда, в 1998-м, на банкете в гостинице Habana Libre звания Hombre Habano был удостоен табаковод Алехандро Робайна, уже тогда икона, а темой аукциона стала марка Trinidad, только-только ставшая известной всему миру: пять хьюмидоров с Fundadores, подписанные Фиделем Кастро.

И вот 24-й Festival del Habano, и основная тема – тоже Trinidad, но уже с богатой историей, - праздновали ее 55-летие, с момента ее рождения, когда эти сигары могли получить только президенты, короли и султаны как протокольный подарок.

Иногда меня спрашивают: «Вот ты ездишь каждый год на фестиваль, не надоело?». Отвечаю так. Первый раз я оказался на Кубе в 1991-м, и она меня приворожила. Чуть позже приворожили кубинские сигары. Как я могу сказать, что надоело. К тому же каждая поездка это не только праздник и вкусные сигары, но и новые сведения, пополняющие мой бездонный архив по «гаванам».

Многое дает программа фестиваля: лекции, семинары, дегустации, посещение плантаций, предприятий, обрабатывающих табак, и сигарных фабрик. Немало интересного на ярмарке, для меня особенно – разговоры с интеллигентными собирателями сигарной старины, хотя и по части современных аксессуаров тут можно узнать что-то новое.

А встречи со старыми друзьями… Известный писатель о сигарах из Южной Африки, с которым я познакомился на праздновании знаменитой сигарной марки в Бразилии. Коллекционер старинных сигар из США, с которым я познакомился на сигарном фестивале в Доминикане. Сигарный журналист из Вены, с которым я познакомился на сигарной выставке в Дортмунде. Производитель сигар из Никарагуа, с которым я познакомился на сигарном форуме в Женеве. Больше всего шансов встретить кого-либо из тех, кого знал раньше, именно здесь, в Гаване, это площадка, где сходятся все, - и это еще одно важное измерение Festival del Habano.

Да что там, с нашими aficionados, бывает, не видишься год в России, а встречаешься здесь, в Гаване, на фестивале.

А после фестиваля – работа в архивах и библиотеках, где иные фолианты чуть ли не рассыпаются в руках, и каждые полчаса выходишь на улицу прочихаться. И обходы гаванских улиц в поисках зданий, где когда-то, в прошлые века, располагались сигарные фабрики…


— За годы своего существования Фестиваль менялся. Получается, что многое происходило на Ваших глазах. Расскажите, чем предыдущие версии форума отличаются от нынешнего его воплощения, отметив наиболее яркие вехи FestivaldelHabano?


— Мне повезло. На первых фестивалях был Фидель Кастро. На заключительном банкете, cena de gala. Когда в зеленой униформе, когда в темном костюме с белоснежной сорочкой и галстуком. В 2000-м наш стол оказался соседним с ним. А совсем рядом с Фиделем, за его столом, сидел Габриэль Гарсиа Маркес, книжками которого я зачитывался еще в школе.

Однажды, в ходе аукциона, Кастро стоял на сцене вместе с Компаем Сегундо. Предметом торгов, как всегда, были уникальные хьюмидоры с драгоценными сигарами и автографом команданте. В какой-то момент, в нарушение регламента, Фидель снял с головы Компая Сегундо соломенную шляпу, в которой тот был постоянно, всю жизнь, на сцене и в быту, и предложил купить ее. Шляпа ушла за двадцать тысяч долларов.

Кастро, разумеется, выступал, но как бы непроизвольно, когда его обступали журналисты и деваться было некуда. Продолжалось это долго, но можно ли сказать, что это было скучно, - никак. Однажды он уже уходил, но на полпути остановился и снова взял слово. Тогда была история с кубинским мальчиком Элианом, незаконно увезенным в США, и те не хотели его отдавать. Кастро не мог успокоиться.

Мне при этом было интересно, это он или не он. В то время ходили слухи, очередные, что мы видим не Фиделя Кастро, а его двойника. Что могу сказать: когда стоял в метре от команданте и слушал его ответы на вопросы журналистов, острые, резкие, иногда неожиданные, смотрел за его мимикой, жестами, интонациями, не оставалось сомнений, что это он, - такой сплав житейской мудрости, эрудиции, философии, здравого смысла, вкупе с образом, невозможно подделать.

Рауля Кастро, потом, как помнится, на фестивалях не было, он никогда как будто не курил сигары. На последних фестивалях, к концу заключительного банкета, мы видели президента Кубы Мигеля Диаса-Канеля, он, говорят, сигары курит. Некоторые наши соотечественники даже фотографировались с ним.

Кубинские фестивали всегда дают много эмоций и много знаний.

На первом фестивале, в 1999-м, было много семинаров, которые шли параллельно, - я метался между залами, чтобы хоть получить представление, что там обсуждается. Обсуждались сугубо специфические вопросы производства табака. Чистая наука. Для большинства участников это за пределами понимания, от этого отказались. Остались магистральные лекции на сигарные темы, интересные всем.

Параллельность возникла снова с появлением семинаров, где сигары дегустируются одновременно с чем-то, теми или иными спиртными напитками, не только кубинскими, шоколадом, кофе… В одном зале – с одним, в другом – с другим, в третьем – с третьим… Все это в одно и то же время. Куда попадешь ты – лотерея, какой билетик достанется, но лотерея в любом случае беспроигрышная, интересно все.

Не сразу, но с течением времени в распорядке Festival del Habano появился вечер, посвященный той или иной гаванской сигарной марке, noche intermedia - полноценный банкет, в иерархии второй после заключительного, cena de gala. В последние годы он проходит в El Laguito, салоне государственных протоколов, - павильон и пруд понизу, на окраине Гаваны, где резиденции послов и фабрика El Laguito, колыбель Cohiba.

Многие годы в программе держался конкурс habano-сомелье, с отборочными турнирами в странах-участниках, потом полуфиналом и финалом в Гаване, - какие были страсти... С запретами на курение в ресторанах надобность в сигарных сомелье отпала, и на смену этому пришел Habanos World Challenge – состязание любителей сигар, показывающих свою осведомленность в разных аспектах мира «гаван», тоже многоступенчатое, - наблюдая за ними, и себя проверяешь, - проект, достойный распространения.

Впечатлило состоявшееся однажды на фестивале ристалище кубинских специалистов, которые на глазах у публики, а сами с повязками на глазах, пытались на ощупь определить витолу, а потом, в ходе курения, и марку сигары вкупе с ее коммерческим наименованием.

При том, что конструкция фестиваля в целом остается неизменной, в программу постоянно вплетаются нестандартные компоненты, которые вы можете увидеть только здесь и сейчас.

Вспоминается еще в связи с этим шоу на тему использования табака в кулинарии (например, треска, запеченная в табачных листьях).

Мастер-класс по приготовлению мохито (два жизненных совета, один со сцены: главное, усердно, не торопясь, растолочь мяту с сахаром в самом начале, - второй от кубинского сомелье, сидевшего рядом: перед вами две миниатюры рома по 50 мл, не пожалейте на стакан коктейля обе).

Сравнительная дегустация одинаковых по сути сигар, но с разным покровом – в одном случае из Вуэльта-Абахо, в другом из Вуэльта-Арриба.

Сравнительная дегустация сигар, каждая из которых сделана из одного типа табака, входящего в начинку: или volado, или seco, или ligero, наряду с сигарой, в которой эти компоненты соединены в нужной пропорции.

Уточню, все эти сигары были приготовлены специально для дегустации, чтобы отведыватели могли четче понять, какова роль того или иного табачного листа, отличающегося своим местоположением на кусте или на карте Кубы, в композиции сигары, а также уяснить собственно смысл смешивания разных листьев.

Проходить раньше на такие действа было мукой. У тебя есть билет, но у одной узкой двери в зал столпотворение, уже давно, по расписанию, все должно было начаться, но никак не начинается, а войдя наконец в зал, ты мог не найти свободного места, разве что на приставном стульчике. Сейчас порядка больше, двери те же и скопление у них поначалу тоже, уже, скорее, ритуальное, но, предъявив билет, ты гарантированно получаешь свое место.

Всегда интрига – аукцион хьюмидоров на заключительном банкете, cena de gala (выручка традиционно поступает на нужды здравоохранения Кубы). Это внушительные комоды, часто затейливой конфигурации, из ценных пород дерева (какой-то однажды – с использованием массива от балок перекрытия древнего разрушенного дома в Гаване), с богатой отделкой, подчас – с хитроумным инженерным решением. Каждый посвящен той или иной гаванской сигарной марке и неповторим. Внутри – сотни сигар.

Начиная с первого фестиваля и многие годы после среди них находились витолы, которых на момент аукциона не было ни на потоке, ни в составе особых выпусков. Какие-то можно было отыскать разве что в прейскурантах многолетней давности, они не выпускались десятки лет.

Из совсем особенных приведу Cohiba Gran Corona, размерами как Montecristo А. Мне посчастливилось их попробовать, они входили в меню заключительного банкета первых фестивалей и в состав аукционных хьюмидоров Cohiba наряду с огромным единоразовым хьюмидором Siglo XXI, включавшим «гаваны» разных марок, - прежде о такой Cohiba никто не слышал. Просто сенсация. И блаженство высшей степени. Словами не описать. Самое восхитительное, что я пробовал в своей жизни. Никогда после этого Cohiba такого формата не появлялись.

Изучив аукционный каталог фестиваля-2024, я не нашел ни одной витолы, которую бы мы не знали. И что же?

Совокупная выручка аукциона-1999: 750 тысяч долларов. Общий итог аукциона-2024: около 18,5 млн. долларов. При том же примерно количестве лотов.

Простор для политэкономических спекуляций, но если сказать одним словом: жизнь изменилась.

В памяти завсегдатаев Festival del Habano навсегда останется Саймон Чейз, чопорный и одновременно живой англичанин, конечно же, с британским чувством юмора, а также, в ипостаси аукционера, с неизменной чаветой вместо традиционного молотка. Те, кто были на «капитанском мостике» после его ухода из жизни, неплохо справлялись со своим делом, но сказать, что они запоминаются… Запомнится, правда, дива-аукционер 2024-го, державшаяся на подиуме весьма непосредственно, если не сказать фривольно, расхаживающая по сцене, переговаривающаяся с музыкантами, спускающаяся со сцены и бродящая среди публики, - была в ней какая-то привлекательная чертовщинка.

Заключительные банкеты, как правило, проходят в чертогах PabExpo – выставочной территории на окраине Гаваны (как никак около тысячи человек под одним шатром, - самое многолюдное и самое престижное событие фестиваля, билеты на него раскупаются в первую очередь). Всегда впечатляло, как четко выстроено обслуживание при таком количестве гостей и многочисленной перемене блюд и сигар: во мгновение ока вереницей официантов появляются новые тарелки и так же сноровисто убираются по их опустошении.

На столе, за которым человек восемь, раньше ставили массивную красивую пепельницу на всех, из-за которой в конце ночи возникала легкая дискуссия, кому достанется, иногда за столом проводили лотерею. Потом явилось решение: на каждом месте – пепельница-эгоист, тоже красивая, подчас весьма элегантная, - делай с ней что хочешь.

Это, вроде, мелочи быта, но из них складывается настроение.

В каком-то году, вроде 2013-м, участников фестиваля перестали пускать в Palacio de las Convenciones в шортах. По-нашему, это Дворец съездов, там и съезды Компартии Кубы проходят, и разные международные форумы, он же базовая площадка Festival del Habano. Столкнувшиеся с новым правилом были вынуждены или возвращаться в гостиницу, или покупать штаны в близлежащем магазине. Мне кажется, это правильно. Я бы и по Гаване вообще запретил ходить в шортах. Ну, не запретил бы, но считал бы неуместным. В Варадеро – пожалуйста. А Гавана, с ее историей, культурой, столичностью, - она должна все-таки вызывать пиетет.

Еще о быте.

Гораздо легче стало, когда Top Cigars взяла на себя логистику российской делегации. Вспоминаю аккредитацию на первых фестивалях. Прибывших тьма, и битый час, если не больше, ты маялся в очереди за сумкой с бэйджиком и билетами туда-сюда. Сейчас Top Cigars берет это на себя, тебе надо только явиться в назначенное место в определенный промежуток времени, чтобы забрать положенное.

Раньше ты живешь в той или иной гостинице, где также гости из других стран, к ней привязан общий фестивальный автобус, должный доставить всех в то или иное место по программе фестиваля, - он мог прибыть на полчаса позже, и тогда ты опаздывал на то или иное событие, но хуже, если автобус приезжал и уезжал на полчаса раньше срока, и тогда ты вообще лишался транспорта и вынужден был брать такси. Сейчас у российской делегации свой автобус, приходит в каждую гостиницу вовремя, и дебаты только из-за того, что кому-то не хватило десяти минут причесаться.

Но тут не только быт.

Вспомним разное интересное, которым Top Cigars дополняло программу, общую для всех участников Festival del Habano.

Экскурсии по Старой Гаване. Визит в Музей табака. Вылазка в La Regla (район Гаваны с высокой концентрацией сантерии). Посещение завода Havana Club и долгое обсуждение производственных вопросов с главным человеком на этом предприятии.

Обход крепости El Moro с восхождением на маяк (одна из визитных карточек Гаваны, сам оказался на нем впервые за двадцать с лишним лет, что приезжал на Кубу). Поездка в Институт табака, что в окрестностях Гаваны, и обстоятельный разговор с одним из его руководителей. Обеды и ужины в самых интересных ресторанах кубинской столицы…


— Какое из событий форума получилось особенно удачным?


— Невозможно выделить. Все очень насыщенно и впечатляюще, что-то и упускаешь, так всего много. Если говорить об эмоциях, проникся виртузными видеопроекциями на основное здание Club Habana, миникурорта на окраине города, где проходил приветственный вечер. И представляю, какая нелегкая стоит за этим работа. Вообще сочинение такого действа, как Festival del Habano, огромный труд множества людей. Мы видим только результат.


— Оправдал ли фестиваль 2024 года Ваши ожидания?


— Сверх ожиданий. Поскольку, как и всегда, в программе, оказалось то, о чем не мог и предполагать.

Жаль, что перестали выпускать ежедневный печатный бюллетень фестиваля, в котором размещались отчеты о событиях, состоявшихся накануне, а также содержалась информация о предстоящих сигарных вечеринках в тех или иных заведениях Гаваны по завершении официальной программы каждого дня.


— В этом году российские афисионадо посетили фабрику Partagás. Посещение стало по-своему новым за счёт изменения формата. Участники Фестиваля проходили мастер-класс по скрутке собственной сигары прямо за столами торседоров. Расскажите, пожалуйста, свои впечатления от этого нового опыта.


— Замечательная идея. Стены все-таки имеют значение. Пусть не рядом с Капитолием, где Partagás располагалась испокон веку, но настоящая сигарная фабрика, и тоже в старинном здании. А что и раньше было, это веселье, когда ученики сравнивают, у кого какая сигара получилась.


— На XXIV Festival del Habano были представлены новинки от Habanos S.A. Какие из них запомнились и произвели на Вас наибольшее впечатление?


— Пока могу оценить только наряды. По давней привычке новинки, представленные на Festival del Habano, складываю в чемодан, привожу домой и даю им какое-то время вылежаться, чтобы потом попробовать в тишине и безмятежности. Это не значит, что они не готовы для курения в момент предоставления, но я так привык.

Поэтому пока только любуюсь и отмечаю особенности оформления.

Trinidad Robustos Extra. В свое время восхитила сигара с таким наименованием, которую я привез с фестиваля 2008-го и выкурил осенью того же года, и еще больше Robustos Extra, выпущенная в 2010-м и представленная на семинаре Саймона Чейза по выдержанным «гаванам» в 2014-м, - ее я выкурил в 2018-м. В 2012-м Robustos Extra были сняты с потока, в 2020-м вышли ограниченной серией дорожных хьюмидоров, и вот – новый образ (как будто в статусе постоянного продукта). На сигаре – три банта, один из которых (рядом с основным) посвящен 55-летию марки, а еще один - на обрезанном конце, декоративный, но, может, и для защиты – от растрепывания и от подделок. Не знаю, сохранится все это в последующем, либо колечко с цифрами 55 предназначено только для сигар выпуска 2024-го.

Quai d’Orsay Especial d’Orsay. Марке в этом году исполнилось 50 лет, и по этому случаю – новая витола, в статусе ограниченного выпуска. На основном банте – обозначение витолы, второй, на обрезанном конце – с датами: 1974-2024. Шкатулка интересного фасона, помимо прочего, едва ли не первый случай в современной истории «гаван», когда на внутренней стороне крышки – картинка, не являющаяся частью традиционного убранства марки: тут – в технике сепии – изображение старинного здания (должно быть, штаб-квартира SEITA или французский МИД, что на той же набережной в Париже, - уместно в данном случае, если знать историю марки, и то, и другое).

Шкатулка Trinidad Cabildos из серии Edición Limitada 2024 отличается продолговатым металлическим шильдиком с названием марки на крышке (по-моему, такого тоже раньше не было в оформлении гаванских коробок).

Ramon Allones Absolutos и H.Upmann Magnum Finite из той же серии – сдержанно и элегантно, с прорисовкой фактуры натуральной древесины на крышке.

Romeo y Julieta Short Churchill Reserva из табаков урожая 2019-го – традиционно для этой серии, что и правильно.

San Cristobal Reinas, выпуск 2024-го под грифом Colección Habanos (шкатулки в виде книжки) – так же традиционно, что тоже правильно.

San Cristobal 25 Aniversario – ограниченная серия хьюмидоров с полусотней сигар фабричного формата Sublimes. Дизайн в духе марки. Дополнительное колечко на обрезанном конце сигары, черно-золотистое – со словами Exclusivo Cuba. Надо думать, предполагается продажа только на Кубе, хотя это не выпуск под грифом Edición Rеgional, в рамках которого сигары для Кубы обычно имеют традиционный для этой линии малиново-серебристый бантик рядом с основным, с теми же словами Exclusivo Cuba.

Montecristo Brillantes (ограниченный выпуск) – c дополнительным красно-золотистым колечком на обрезанном конце, несущим стилизованное изображение дракона и обозначение Year of Dragon. Это дань китайскому календарю – тенденция, возникшая не так давно и укрепившаяся в ассортименте крупнейших производителей сигар в мире. Для этого есть основания. По выручке от продажи «гаван» в 2023-м Китай вышел на первое место, хотя по объему лишь на третьем, после Испании и Франции. Впрочем, как будто предполагается доступность Montecristo Brillantes по всему миру (в пределах ограниченного тиража): да и скажите, где нет китайцев или где не ощущается их влияние. Опять же, жизнь изменилась, мир уже не тот.

Отмечу еще, что Trinidad Robustos Extra и Quai d’Orsay Especial d’Orsay (подарочный вариант, шкатулка на несколько штук) в течение фестиваля можно было купить. Для этого разработали целую процедуру, призванную исправить не очень удачную попытку подобного на предшествующем фестивале, когда надо было потратить немало времени и нервов, чтобы стать обладателем одной из премьер того года – Bolivar Gold Medal в новой ипостаси. Без стояния в очереди и сейчас не обошлось, но, как бы там ни было, это не такая тягостная очередь, как та, в которой приходится стоять кубинцам, за насущным.

Любопытно, что точно такие шкатулки Trinidad Robustos Extra и Quai d’Orsay Especial d’Orsay вручались гостям, соответственно, cena de gala и noche intermedia. Помимо сигар, которые входили в меню. Подарочные шкатулки на таких мероприятиях Festival del Habano – в порядке вещей. То, что их можно было еще купить, это на фестивале впервые.


— Появление каких релизов Habanos, представленных на Фестивале, Вы будете с нетерпением ожидать в России?


— Пожалуй, Romeo y Julieta Short Churchill Reserva урожая 2019-го. Мне интересна тема выдержанных табаков, как и выдержанных сигар. Когда-то давно я написал, что было бы логичным появление в ассортименте «гаван» категорий Reserva и Gran Reserva. Спустя время они и появились. А мне, как и, думаю, многим, стало интересно сравнивать традиционные витолы и такие же, но с приставкой Reserva или Gran Reserva.


— Для исследователя любая возможность обратиться к интересующей теме способна подарить новые открытия. Несмотря на то, что Вы прекрасно знаете сигарную Кубу, удалось в этот раз найти что-то новое? Это может быть артефакт, инновация или особенное впечатление.


— В один из дней участников Festival del Habano вывезли в поля. Это традиционная часть фестивальной программы: плантации, сушильные сараи, ферментационные цеха… Самый знаменитый табачный регион Кубы – Вуэльта-Абахо, провинция Пинар-дель-Рио. Российской делегации повезло оказаться на делянке, где рабочие сажали в грунт росточки табачных растений, называя это вторым урожаем. Между тем, первый, уже собранный, в сараях окрест доходил до кондиции, продвигаясь от зеленого цвета к коричневому. Я и раньше слышал об этой практике, не очень понимая суть дела, но только сейчас увидел процесс воочию, имея возможность уточнить, что имеется в виду под вторым урожаем. Да и всем в делегации это показалось интересным, от сыплющихся вопросов не было отбоя. В двух словах то, что узнали: второй урожай закладывается не на тех делянках, где уже сняли первый, а на девственных, если точнее, там, где до этого могли быть другие культуры. Такое делается, если позволяют погодные условия, когда есть уверенность, что табак, высаженный в нетрадиционное время, созреет так, как надо. При этом качество такого табака не хуже, а то и превосходит характеристики табака, высаженного в обычное время, - тут имеет значение конкретное сочетание погодных факторов.

Девушки обратили внимание на цвет и фактуру тентов, укрывающих некоторые сушильные сараи с боков: синие полотна, вроде тех, что на фурах (может, они и есть). Так получилось, что отвечать пришлось мне. Я, сам видя такое впервые, предположил, что это последствия недавнего урагана, для исправления которых на первое время хороши все подручные средства. Разговор перешел на фундаментальные сараи из бетона с металлическими крышами, дескать, неужели это лучше, чем традиционные из досок и пальмовых листьев. Тут же девушки вспомнили об искусственной сушке табака, убыстряющей процесс, посредством нагревательных приборов, о чем рассказывали табаководы на плантации, - неужели это лучше, чем вяленье табака в естественных условиях. Я к слову вспомнил, как допытывался у Алехандро Робайна, потомственного табаковода: новые сорта, устойчивые к болезням и насекомым-вредителям, - уступают ли они в плане вкуса прошлым? Всю эту гамму вопросов на тему «традиции и прогресс» подытожил так: бывает, вы оказываетесь перед компромиссом, потерять все или уберечь, пусть, возможно, чем-то поступившись.


— Насколько, по Вашему мнению, современный маркетинг меняет образ нынешней гаванской сигары?


— Меняет, и сильно. Выше я отмечал особенности оформления кубинских новинок этого года. Все ласкает взор.

Дизайн «гаван» стал меняться с образованием Habanos,s.a., когда в управление делами вошли специалисты со стороны Запада – Испании, Франции. Банты стали цветистее, коробки разнообразнее, гораздо. До этого мы видели то, что привыкли видеть десятилетиями. Мир, однако, изменился, и не учитывать этого было бы опрометчиво.

Есть люди, которые ценят исключительно вкус сигары, и им безразлично, как она преподносится: пусть будет даже голой, без банта, что в каких-то видах упаковки практиковалось на Кубе долгое время. Но большинству важен и вид: как выглядит коробка, как выглядит колечко... Когда конкуренция с другими странами обострилась, это стало еще важнее. «Гавана» стала современнее.

Мне, допустим, этого не надо, я ценю изысканные шкатулки и ларцы как искусство, но если понимать это как бизнес, то в мире, где упаковка и представление – вопрос жизни или смерти, оставаться старомодным невозможно (разве что на уровне бутиковой мануфактуры). Неизбежно приходится идти на компромиссы.

С модой на толстые сигары, пошедшей из США, более крупные калибры начали появляться и в кубинском ассортименте, который многие десятилетия удерживался в классическом диапазоне. Тоже неизбежность. Еще более очевидная в случае с короткими и в то же время корпулентными витолами, получившими распространение, когда для курителей сигар настала пора ежовых рукавиц. Хотя даже руководитель одной из американских компаний, отличающейся сигарами-гигантами, признался мне, что лично он предпочитает староe доброе: petit corona, corona, lonsdale, robusto, churchill.

Меня радует, что мы еще не увидели ни одной кубинской сигары с привнесенным ароматом. Учитывая, насколько повально это в последние десятилетия, похвальная стойкость.

В то же время учтем влияние Кубы на остальной мир. Такие практики, как Edición Limitada, Reserva, Gran Reserva, - они родом с Кубы. Даже колечки и шевроны копируют кубинские один к одному.

Я уже не говорю о повсеместном стремлении воспроизвести вкусовой профиль «гаван», которое возникло не вчера и продолжается поныне.


— В прошлом году на COUNTRY SMOKE 2023 состоялось Ваше выступление, на котором было рассказано об истории Festival del Habano. Найдёт ли этот увлекательный рассказ своё отражение в виде написания материала?


— Надеюсь. Уже и сейчас немало рассказал, но и осталось не мало. На протяжении многих лет после каждого фестиваля я писал подробный репортаж для того или иного издания, привечающего сигарную тему, но и тогда не все удавалось охватить.


— Планируете ли Вы в ближайшее время порадовать афисионадо своими выступлениями с рассказами об истории развития кубинской сигарной отрасли до и после Кубинской Революции?


— Да, невообразимое количество сюжетов томится в очереди открыться миру. Рад любой возможности помочь им объявиться.


— Благодарим Вас за уделённое время и до новых встреч!


— Спасибо за содействие в узнавании нового.


Орфография и пунктуация автора сохранены.

Топ Сигарс Корпорейшен ©


Возврат к разделу

Возврат к новостям

Top Cigars
Мне менее 18 лет
Мне более 18 лет

Просмотр сайта запрещен лицам,
не достигшим 18-летнего возраста.